Господи. В общем, сходила я на «Вид с моста». Надо было написать что-то тем же субботним вечером, потому что сейчас я уже ничего не помню и чувствую совершенную разбитость, как после пьянки. Но не судьба. В субботу я приехала домой в двенадцать вечера и совершенно опустошенная, вырубилась.
Ехала на спектакль совершенно спокойно, ожидая, что меня ждет нечто поистине чудесное, из-за Марка не волновалась. Очень хочу отметить, ибо очень люблю хвастаться, что у меня было самое лучшее место в зале. Самая середина зала, а справа от меня вообще никто не сидел, так что я развалилась, как только могла.
В зале было на удивление много людей, но во время спектакля никто так и не проронил ни звука. Как только занавес начал подниматься, все, как по команде, замерли и перестали дышать. Это просто удивительно, какое напряжение стояло в зале. Все эти эмоции и крики, которые выливаются с этой сцены-пьедестала на тебя, та близость и интимность, в которых ты находишься с актерами и героями — их просто не описать словами, их нужно прочувствовать. Во время переломных и эмоциональных сцен даже сказать было трудно, кто сильнее переживает этот момент, кто сильнее волнуется за исход событий, герои или зрители. В зале стояло такое чувство казуса, когда Эдди невзначай дотрагивался до Кэти, такое напряжение и такая сосредоточенность, когда Эдди сверлил взглядом возлюбленного Кэти, собираясь с силами, чтобы не наброситься на него. Было такое чувство, будто нас всех, присутствующих в зале, затолкали в землю, закопали в ней. И ты силишься вдохнуть, расправить плечи и наконец почувствовать свободу и свежий воздух, но не можешь. Потому что Эдди и вся его тяжелая энергетика, которая давит на тебя, толкает глубже под толщу воды. Я не скажу, что не заметила остальных актеров. Их герои нагоняли на меня сильнейшие эмоции. Крики Кэти и ее резкие перемены настроения с гнева на смущение, будто ставили подножку, и ты падал и не мог сделать вдох от удара оземь. А Марко. Он одновременно настолько непонятен мне и настолько прост и знаком, его взгляд почти настолько же тяжел и мрачен, как и у Эдди. Но Марк Стронг! Он был просто жемчужиной всего действа. Я просто понятия не имею, как это описать. Надеюсь только, что, когда буду пересматривать, смогу испытать те же эмоции. Марк хорошо знает, как создать атмосферу, как задать определенные эмоции у целого зала зрителей. Он закапывал меня под землю все глубже и глубже. Я всматривалась в его глаза и не видела ничего, как и говорил адвокат, кроме черных всепоглощающих тоннелей. Он давил и давил, заставлял поверить в реальность всего, поверить в правоту Эдди. Он, как черная мантия, накрывал и мешал смотреть и слышать. Не было ощущения резкости происходящего, поэтому я будто бы была не в зале, а там, в квартире Эдди. Я не замечала посторонних движений или звуков, я была задавлена той тяжелой атмосферой, которая собиралась, когда Эдди появлялся на сцене. Пару раз я взглянула на зрителей, сидящих в том зале. Они не выглядели подавленными, они выглядели скорее шокированными. Они, как и я, совершенно не ожидали такой эмоциональной карусели. Я тогда еще задалась вопросом: "Интересно, а как наш зал выглядит сейчас? Так же или еще хуже?". Я время от времени цеплялась за подлокотник, а иногда начинала ломать и выворачивать себе руки от давящего слоя напряжения и безызвестности конца. В самом начале, когда адвокат задал вопрос: "Вы уже можете предсказать, чем все закончится?", я думала, что знала ответ наперед. Но затем меня утопили в бушующем море эмоций и заставили запутаться в конфликтах и взаимоотношениях героев, что я уже не знала, чего ожидать в дальнейшем.
Несмотря на всю тяжесть атмосферы и напряженность, которую можно было ножом резать, ко всему этому примешивалось какое-то уютное ощущение. Какая-то ламповость, которая не позволяла захватить зрителей и утопить их, оставив на дне. Могу предположить, что именно из-за этой уютности я ушла из зала не опустошенная и разбитая, а счастливая, несмотря на несчастливый конец. Не думаю, что этот уют, вперемешку с тяжестью, создавался из-за редких шуток и смеха из зала. Хотя это тоже было. Когда напряжение нарастало настолько, что невозможно было сидеть, эти шутки и внезапные вступления адвоката на сцену, были как глоток свежего воздуха. Те общие сдавленные смешки создавали ощущение единения с залом, хотя я никого там не знала. Это, несомненно, разбавляло драму и добавляло ламповости всей постановке. Но было что-то такое. То ли яркий свет от прожектора сверху, который не освещал ничего, кроме белоснежной сцены, то ли что-то еще. Я так и не смогла это уловить.
Последняя сцена разорвала сердце в клочки. Это не фанатские возгласы, это то, что произошло, в буквальном смысле. Хотелось плакать, но было не дано. И когда эта куча сползла на пол, и когда Эдди последний раз дернулся в предсмертных муках, и когда адвокат издал свое последнее изречение, весь зал потерял дыхание. Когда занавес опускался, я не чувствовала ни незаконченности постановки, ни разочарования или радости, ни несправедливости смерти Эдди. Я не чувствовала ничего, кроме шока и правильности происходящего. Когда актеры вышли на поклон, зал наконец расслабился, послышались разговоры, шепот, кто-то встал, чтобы выйти. Когда Марк вышел, чтобы лично поклониться залу, я не смогла оторвать взгляда от его лица. Он не выглядел счастливым или расстроенным, он выглядел усталым и удовлетворенным своей работой и работой своих коллег. Как после тяжелого рабочего дня, трудяга смотрит на плоды своей работы. Это не описать словами.
Что касается самих героев и сюжета. Честно хочу отблагодарить остальных актеров за то, как они сыграли. Они смогли одновременно вызвать во мне к своим героям сильнейшую симпатию и яркие резкие вспышки раздражения. Это просто поражает, как можно испытывать такую палитру эмоций в доли секунды. Эдди, наоборот, вызывал сильнейшее уважение и только. Мне чертовски жалко Эдди. Я была на его стороне с самого начала конфликта, несмотря на то, что адвокат говорил зрителям, что Эдди был неправ. Я, честно говоря, совсем не поняла, где он был неправ и почему он должен был согласиться на половину. Какую остальную половину он бы получил, если бы отпустил Кэти? Хорошие отношения с племянницей? Не думаю, что его волновало это на тот момент, иначе он ей и слова бы в лицо не сказал. Он заботился о ней, ему не важно было, что она подумает о нем, он волновался, что она попадет в плохие руки. А если она попадет в плохие руки, к кому она прибежит в первую очередь, кому все расхлебывать придется? Ему. Он и так двадцать лет горбатился, чтобы девочку воспитать и накормить. А она. Она назвала его крысой. Он научил ее истории мальчишки, который предал своего дядю, он научил ее всем мудростям жизни. Похоже, что она восприняла все это слишком сильно. Назвать своего дядю, почти отца, крысой, даже несмотря на то, что он мешает тебе быть с любимым, для меня неправильно. Отвратительно. Он оплатил ее обучение, она бросила на финишной прямой и даже перестала практиковаться, она на его деньги покупает красивые шмотки, на его деньги питается, живет, он ей ни слова плохого не говорит, нянчится с ней как с отсталой. А она совсем не знает того парня и, тем не менее, готова полностью отдать ему себя, он ей роднее собственной семьи. Мерзко и паршиво. Грязно. Беатрис, мне иногда казалось, настолько яро отстаивает отношения молодых, лишь потому что хочет поскорее избавиться от Кэти, надеясь так наладить свою личную жизнь. Она даже уговаривает Эдди согласиться отправить Кэти на работу. Я уверена, что она не такая эгоистичная, какой сперва кажется. Может она действительно хочет устроить жизнь племяннице таким образом, может ей кажется, что так будет лучше и выгоднее. Намек на инцест был добавлен в пьесу для того, чтобы мы усомнились в чистых намерениях Эдди, для того, чтобы показать нам сторону конфликта между Эдди и Беатрис. Я не верю, что Эдди испытывал чувства к Кэти. Уверена, что так было задумано нам показать, в этом была уверена Беатрис, в это начинала верить и Кэти. Но я не верю, что Эдди вообще замечал, что он делает что-то не так. Он знает девчонку с тех пор, как она была ребенком, воспитал ее. Она дурашливая и болтливая, веселая и родная. Она ему не племянница, она ему дочь. Он таскает ее на руках, потому что для него она навсегда останется ребенком, его маленькой девочкой. Я думаю, любой любящий отец так обходился бы с дочерью. Но со временем появляются предрассудки, дочки взрослеют и не позволяют себе детских шалостей. В отличие от Кэти, которая не видала ни мальчиков, ни мира, поэтому так и осталась ребенком в свои восемнадцать. Эдди лишь хотел уберечь ее. Я ощущала панику вместе с Эдди от одной только мысли, что может с ней случиться, выйди она за мальчишку. Прямо-таки родительская паника и волнение.
Причинами, почему Эдди так яростно среагировал на отношения между Кэти и Родольфо, послужили:
1. Кэти совершенно не знает мир. Она глупа и доверчива. Она еще ни с кем не встречалась и не знает, что представляют из себя отношения между двумя людьми. Верю, что после этого переломного момента в жизни семьи, Эдди наконец дал бы разрешение Кэти гулять где и с кем она захочет, лишь бы она набралась опыта перед тем, как швырять себя в замужнюю жизнь. Вот представьте сейчас, вы любите человека, очень сильно, но знаете, что до вас он никого так не знал. Скажите себе честно, вы бы привязали его к себе на остаток дней? Не в том смысле, что для вас это не выгодно или плохо, а в том, что ваш возлюбленный знает только вас, ему не с кем сравнить. Что если бы он встретил кого-то другого, необязательно кого-то лучше, но того, кто бы подошел ему больше. Что если бы с другим человеком ваш возлюбленный обрел бы большее счастье, чем с вами. Разве бы вам не хотелось, чтобы человек, которого вы так сильно любите, был искренне счастлив? Эдди просто хочет, чтобы она посмотрела, сравнила и нашла свое место в жизни, свое счастье. Кому будет приятно жить под одной крышей с человеком, которого вы разлюбили или который вас никогда не любил?
2. Во время спектакля, сквозь шуточки, рассказывается, каким именно образом Эдди считает Родольфо голубым. Особенно если поставить его рядом с Марко. Марко настоящий мужчина, ответственный за свои слова. А Родольфо печет пирожки и шьет панталоны. Тут все ясно. Эдди не хочет, чтобы парень сначала использовал Кэти, а затем недооценивал и не любил ее всю оставшуюся жизнь.
3. Родольфо ненадежный малый. У него нет явственных целей и намеченного плана. Рядом с Марко он кажется не наигравшимся ребенком. У него есть талант к пению и актерству, интерес к музыке и к американской жизни, способности к шитью и готовке. Эдди так и сказал, будь у него такие способности, он бы в порту не сидел. Он бы подался туда, где сможет хорошо заработать на своих талантах. Парнишка же, кажется, даже не намерен налаживать свою жизнь. Эдди думает, что тот так и останется на подработках. А там и день, и два, а то и неделю можно просидеть без работы. Так он ни себя, ни жену прокормить не сможет. Ненадежный зять никому не нужен. Он и себя, и свою семью в могилу сведет или посадит всех на шею Эдди, и сам потом сядет. Вдобавок ко всему этому, он хвастается Кэти своими заработанными деньгами, когда дети Марко в Италии голодают и нуждаются в лекарствах. Он покупает себе безделушки, балует себя и Кэти походами в кино и портит Марко сделку, расторжение которой может стоить ему его детей.
4. Ну и то, о чем не раз говорилось в самой пьесе. Родольфо использует Кэти, чтобы получить гражданство. Она первая девушка, попавшаяся Родольфо на глаза после приезда. Что если это и был его план, взять первую девушку в жены? Он даже не знает ее. И не узнает ее. Нужны месяцы общения, если не годы. Помимо самой девушки, нужно познакомиться с ее семьей. Не просто познакомиться, а показать им, что ты за человек, что ты можешь предложить их дочери или племяннице. Так сделал бы любой порядочный парень. Родольфо же, словно крыса, прокрался в дом и выкрал Кэти себе. Он не то, чтобы не познакомился с Эдди, он у него разрешения не спросил, что совершенно неуважительно к тому, кто буквально нес девочку на своей спине всю жизнь. Несмотря на то, что Эдди не раз ему на это указал, Родольфо спросил его только в самом конце, когда было слишком поздно. Он, словно ребенок, не желал поступиться и сделать все правильно, как положено. Естественно, такое поведение вызвало подозрение. Эдди не представлял, что Родольфо может быть глуп или упрям. Он был уверен, что Родольфо хитер, настраивает девушку против него, чтобы увести ее от семьи. Какой родитель отдал бы своего ребенка за человека, которому не доверяешь? Особенно при таких обстоятельствах, когда человек из другой страны, а тебе даже не известно, что у него в голове творится, какие у него намерения. Здесь я была совершенно согласна с Эдди и до сих пор не могу понять, что имел ввиду адвокат в своих последних словах.
Смерть Эдди грустна и бессмысленна. Возможно мог бы случиться другой конец, более счастливый. Но не здесь. Последняя сцена ярко красная, болезненная, но необходимая. В этой истории нам не рассказывают других вариантов событий. Можно только понадеяться, что об Эдди будут вспоминать с добротой и нежностью, как о хорошем муже и заботливом отце.